Недельная глава Торы содержит предписание, которое очень часто сейчас цитируется многими в связи с непростой ситуацией, сложившейся на Украине:
Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение. (Втор. 19, 14)
Буквальный смысл приведенных слов сводится к соблюдению целостности наследственных уделов. В переносном же смысле предписание относится ко всем правам личности и может рассматриваться как древнейшая и самая краткая «декларация прав человека».
Согласно этой «декларации», никто не имеет права вторгаться не только в имущественный удел своего ближнего, но и в его внутреннюю жизнь, в сферу его мнений, желаний, интересов и пристрастий.
Не имеет права, конечно, лишь до тех пор, пока замыслы и деяния этого ближнего не представляют угрозы для других людей, т. е., по сути, пока тот сам не «нарушает межу». В последнем же случае вступает в действие закон воздаяния (Матф. 7, 2).
А для того, чтобы «не нарушать межи» другого, надлежит помнить заключительные слова стиха: «…в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…». Каждому дана своя «земля». Но если кто-либо ставит под сомнение права ближнего, то может в наказание лишиться собственных прав…
Недельная глава Торы очень много говорит о правосудии. Это основной принцип поддержания праведного общества. Мы слишком часто видели результаты искаженной системы правосудия, и знаем, что там, где правосудие извращено, не существует также и уважения ко Всевышнему. Коррупция, взяточничество и другие явления, которые способствуют несправедливому обществу, и все эти факторы присутствуют в судебной системе и управлении, которые не уважают, не почитают и не боятся Бога.
Правосудие и праведность по отношению друг к другу, справедливая, беспристрастная и некоррумпированная судебная система напрямую связана с почитанием Бога и соблюдением Его заповедей. Там, где есть благочестие, там будет справедливость и справедливый суд. Оба эти понятия тесно переплетены между собой и потому неразделимы, и подтверждение этому мы находим в главе Шофтим.
И поскольку они тесно переплетены между собой, благочестие должно превратиться в юриспруденцию, поскольку без почитания и уважения заповедей Господа истинное правосудие не может существовать.
Переживаемые Украиной несчастья являются следствием отвернувшегося от Бога мира, лишенного правосудия и пожинающего плоды своего неверия. Никто из нас не является защищенным на свете, нет ни одного города и ни одной страны в безопасности — безбожие и неправый суд правят повсеместно.
Как актуальны в связи с этим слова Йешуа:
В это же время какие-то люди пришли рассказать Йешуа о галилеянах, которых Пилат убил в тот момент, когда они приносили в жертву животных. Он ответил им так: «Неужели вы думаете, что эти люди так страшно погибли, потому что были самыми большими грешниками в Галилее? Нет, говорю вам. Если же вы не обратитесь от своих грехов к Б-гу, все вы погибнете так же, как они! А как насчет тех восемнадцати, которые погибли, когда на них упала башня в Шилоахе? Вы думаете, они были виновнее всех остальных, живущих в Йерушалаиме? Нет, говорю вам. Если же вы не отвернетесь от своих грехов, вы все погибнете подобным образом». Луки (13:1 –5)
Мы вступили в месяц Элул — месяц еврейского календаря, традиционно известный как время покаяния. Неверие в Б-га и неправедный суд были и во времена Йешуа, имеют место они и в наши дни. Несчастия сваливаются на головы людей точно так же, как и две тысячи лет тому назад. И мы должны поступать так, как говорит нам Царь Мессия. Не указывать обвиняющим пальцем в сторону других людей, не клеймить позором злодеев, не пенять на отсутствие у них веры или несправедливость их суда. Мы призваны сконцентрироваться на нас самих. Настало время покаяния для вас и для меня, потому что правосудие по отношению к каждому начинается с любви, уважения, страха перед Б-гом и исполнения Его заповедей.
Месяц Элул идеально подходит для выражения раскаяния о своих проступках и для попытки получить прощение. А у кого, как не у самых близких нам людей есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к этому прямо сейчас и не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому назначению? И давайте не забудем, что получить прощение может только тот, кто сам прощает от всего сердца.