Шалом! Сегодня в изучении недельная главы Торы я хочу обратить Вашеи внимание на обет назорейства. Себялюбию супружеской измены и ревности, описанной в недельной главе противостоит самоотверженность в служении Господу и людям. Вот почему в следующей, 6-й главе изложены заповеди, связанные с обетом назорейства. Ведь назорей посвящал себя бескорыстному служению Богу и народу:
И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщинарешится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу… (Числ. 6, 1–2)
«Назорей» – נזיר ‹нази́р› – означает «посвященный», «освященный», «воздерживающийся». Дававший временный обет назорейства посвящал определенный период жизни важным, требующим самоотдачи делам во имя Бога и народа. В течение всего этого срока он считался «освященным», т. е. отделенным от обыденной жизни, и должен был воздерживаться от соприкосновения с любой нечистотой (а в духовном смысле – особенно старательно удаляться от греха).
Бывали случаи, когда по какому-либо поводу человек посвящался в назореи с детства или даже до рождения. Например, ангел Господа возвестил будущим родителям Самсона, что их сын предназначен стать назореем «от самого чрева», ибо призван «спасать Израиля от руки филистимлян». Ангел повелел матери Самсона в период беременности воздерживаться от опьяняющих напитков и от всего нечистого (Суд. 13, 4–5).
Подобное «освящение еще во чреве матери» было даровано и Иеремии:
И было ко мне слово Господне: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иер. 1, 4–5)
Воздержание назорея от опьяняющих напитков и одурманивающих веществ позволяло ему постоянно бодрствовать и быть готовым к служению:
…Он должен воздерживаться от вина и крепкого напитка и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод… (Числ. 6, 3)
Но почему же запрещалось назорею вкушать все, «приготовленное из винограда», а не только опьяняющие напитки? Эта часть запрета имеет символическое значение:
Виноградник Господа воинств есть дом Израилев, и мужи Иуды –любимое насаждение Его… (Ис. 5, 7)
Назорей не должен «вкушать» что-либо от этого «винограда» – народа Божия – «от зерен до кожи» (ст. 4), т. е. не должен использовать свое служение в корыстных целях. Напротив, «винограднику Господню» он призван отдавать все свои силы.
Далее следует еще один запрет:
Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. (Числ. 6, 5)
Данное предписание, очевидно, имеет целью и внешне выделить назорея из среды окружающих, чтобы и он сам, и они постоянно помнили о его призвании. Что же касается воздержания от всякого рода нечистоты, то наиболее строго его следует соблюдать по отношению к мертвым:
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не долженон подходить к мертвому телу: Прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его… (Числ. 6, 6–7)
В этом смысле назорей блюдет себя не менее строго, чем сам первосвященник, которомуму тоже запрещено приближаться к умершим, даже к ближайшим родственникам (Лев. 21, 10–11). А следовательно, и к назорею, в определенном смысле, относится предписание:
И от Святилища он не должен отходить и бесчестить Святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь. (Лев. 21, 12)
Человек, посвятивший себя делу Божьему, становится причастником вечной жизни. Поэтому особенно старательно надлежит ему удаляться от всего духовно мертвого (II Кор. 6, 17). Если все же назорею доведется невольно соприкоснуться с умершим (например, кто-то внезапно скончается в его присутствии), то ему надо очиститься и начать исчислять дни назорейства заново:
…И должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено. (Числ. 6, 12)
Очень опасно для духовно живого близкое соприкосновение с духовно мертвым – тем человеком, о котором сказано:
…Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. (Откр. 3, 1)
Завершивший дни своего назорейства (если только он не пожизненный назорей, подобно Самсону) приносит жертву за грех, всесожжение и мирную жертву, а затем остригает голову и сжигает волосы на жертвеннике (ст. 13–18). По завершении этого обряда бывший назорей «может пить вино» (ст. 20).
Почему же исполнивший обет воздержания должен еще и приносить жертву за грех? Возможно, он по неведению чем-то нарушил обет и должен это искупить.
Люди, самоотверженно служащие Богу подобно назореям, привлекают Его милость и благословение ко всему народу. Поэтому глава о назорее завершается благословением, произносить которое над Израилем должны священники – сыны Аарона. Согласно иудейской традиции, благословение это произносится по субботам и годовым праздникам (а в Святой земле – каждый день):
…Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ. 6, 24–26)