Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. (Иуд. 1,11)
глаза исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию; это сыны проклятия; оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сыны Восорова, который возлюбил мзду неправедную, он был облечен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка (2 Петр. 2,14-16).
Вот истинный характер и настроение Валаама. Он возлюбил богатство неправедное, и история его служит важным предостережением всякому последователю Йешуа, ограждая его от корыстолюбия, которое есть идолослужение. изучим характеры двух главных действующих лиц: коварного царя и своевольного и алчного пророка. Это заставит его осознать всю непривлекательность корыстолюбия и духовную опасность, которой мы подвергаемся, привязываясь к сокровищам мира сего; это же и убедит его, что блажен человек, постоянно пребывающий в страхе Божием.
Пророчества, произнесенные Валаамом в присутствии Валака, царя Моавитского. Как мало подозревал Израиль о том, что происходило между Всевышним и его врагом! В ту минуту, когда они, быть может, роптали в шатрах своих, Бог прославлял их совершенство устами корыстолюбивого пророка. Валаку хотелось заставить Валаама проклясть Израиль; но Бог никому не позволяет проклинать народ Свой. Сам Он в тишине может во многом его обличать, но Он не допускает, чтобы кто-либо другой восставал против него. Ему Самому приходится, может быть, часто порицать его; но Он не предоставляет этого права другим.
Вся суть вопроса заключается не в том, что о народе Божием может думать враг, не в том, что может этот народ думать о себе сам, или что думает человек о ближнем своем; важно лишь то, что думает Бог о Своем народе. Он в точности знает все, касающееся его, знает все, что он из себя представляет, все, что он делает, и все, что руководит его действиями. Все сокровеннейшие тайны сердца, природного естества и жизни — все Ему известно. Он знает нас в совершенстве; поэтому мы имеем дело с Ним Одним; мы можем сказать вместе с апостолом:
Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8-31).
Бог видит нас, думает о нас, говорит о нас, действует по отношению к нам согласно с тем, что Он Сам для нас сотворил и написал, согласно с совершенством Своего собственного дела. Окружающие могут усматривать в нас много недостатков; что же касается нашего положения пред Богом, Бог видит нас только в совершенстве Христовом; мы совершенны в Нем. Когда Бог смотрит на Свой народ, Он видит Свой собственный труд; славе имени Его и полноте спасения Его подобает, чтобы никто не мог найти хотя бы одно пятно в тех, которые Ему принадлежат, которых Он благодатью Своею соделал собственным народом Своим. Его характер, Его имя, Его слава и совершенство дела Его — все это проявляется в положении тех, которых Он привлек к Себе. Его Слава связана с искупленными Его и, защищая их, Он поддерживает славу Свою. Вот почему Он становится между ними и обвинителями их.
Слава Его требует, чтобы их видели во всей красоте, которою Он их облек. Если враг приходит, чтобы проклясть и обвинить народ Божий, Всевышний отвечает ему, изливая богатый поток Своего вечного благоволения на тех, которых Он избрал Своею собственностью и которых Он навек поставил неповинными пред лицом Своим.
В книге «Песни Песней» при виде невесты жених говорит ей:
Вся ты прекрасна, >возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! (гл. 4,7)
Говоря же о самой себе, невеста может только воскликнуть: Черна я (гл. 1,4-5). Также в Иоан. 13,10 Господь, видя пред Собою учеников Своих, говорит им: Вы чисты, хотя несколько часов спустя один из них собирался отречься от Него и поклясться, что он не знает Его; вот как велика разница между нашим положением вне Христа и во Христе, — разница между нашим положением во Христе и нашим неустойчивым личным положением.
Должна ли славная истина о совершенстве нашего положения делать нас беспечными в нашей повседневной жизни?
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак умертвите земные члены ваши (Кол. 3,1-5).
Мы никогда не услыхали бы чудного пророчества об Израиле с вершины скал из уст мужа с открытым оком, видевшего видения Всемогущего, если б царь Валак не задумал проклясть его. Всевышний легко может открыть человеку глаза на истинное положение вещей, как по отношению к народу Его, так и по отношению к оценке этого народа Им Самим. Бог удерживает за Самим Собою преимущество выразить Свои мысли по отношению к нему. Валак и Валаам со всеми князьями Моавитскими могут собираться вместе, чтобы услышать изрекаемые на Израиль проклятия и поношения; они могут строить семь жертвенников и возносить по одному тельцу и по одному овну на каждом из них; серебро и золото Валака могут прельщать алчную душу лжепророка; но и всем соединенным вместе усилиями земли и ада, людей и бесов не удастся навести хотя бы тень проклятия или обвинения на Израиль Божий. Как напрасно силился бы враг при сотворении Богом мира найти недочет в чудном создании Божием, Самим Богом названном весьма хорошим, так напрасно стараться найти какое-либо обвинение против искупленных Божиих. Нет! Они красуются во всем совершенстве, в которое их облек Бог; но, чтобы увидеть их таковыми, нам следует подняться на вершину скал; следует иметь открытое око, смотреть на них с Божией точки зрения, т.е. в видении Всемогущего.
Краткий обзор каждой из четырех речей.
В первой вперед выступает решительное и полное отделение народа Божия от всех прочих племен земных:
(8) Как прокляну я? Не проклинает его Б-г. Как изреку зло? Не изрекает зла Г-сподь! (9) С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот народ отдельно живет и между народами не числится. (10) Кто исчислит прах Яакова и сочтет пыль Исраэйля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его.
Валаам желал умереть смертью праведников. Многие желают того же; но они забывают, что чтобы умереть смертью праведников, надо и жить жизнью праведников, и являть ее другим.
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13:7
Многие хотели бы также овладеть серебром и золотом Валака, числясь в списках Израиля Божия.
Мы не можем служить Богу и маммоне.
Мы видим пред собою Израиль, избранный и отделенный Богом, чтобы быть народом отдельным и особенным, народом, который, согласно намерениям Божиим о нем, не должен был никогда и нигде смешиваться с прочими народами, или числиться вместе с ними.
Вот народ живет отдельно
Это исполняется буквально на семени Авраама и справедливо для всех верующих и в настоящее время. Бог выделяет Свой народ не потому, что он лучше других народов, а ради святости Божией, которая должна отразиться и на народе Божием.
Народ живет отдельно, и между народами не числится.
Но если Богу благоугодно пребывать в единении с каким-либо народом; если Он именует его народом Своим, призывая его отделиться от мира и сиять для Бога этот народ должен жить святою жизнью.
Во второй своей речи пророк описывает не только отрицательное, но и положительное состояние народа:
(18) И произнес он притчу свою, и сказал: встань, Балак, и слушай, внимай мне, сын Циппора. (19) Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит? (20) Вот, благословение получил я, и благословил Он, не мне же отвергать это, (21) Не видел нечестия в Яакове и не усмотрел зла в Исраэйле; Г-сподь, Б-г его, с ним, и любовь царя (Г-спода) с ним. (22) Б-г вывел их из Египта; мощь у них, как у дикого быка. (23) Ведь нет ворожбы в Яакове и нет волшебства в Исраэйле. В свое время скажут Яакову и Исраэйлю о том, что Б-г творит. (24) Вот, народ как лев встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и кровью убитых не напьется.
Здесь мы действительно восходим на вершину скал, скал высоких и в то же время непоколебимых. Это поистине возвышенное место (ст. 3): отсюда народ Божий виден только в видении Всемогущего, виден таким, каким его видит Господь — без пятна, без порока; вся его внутренняя неприглядность становится незаметной, потому что он облечен красотою Божиею. Согласно этой чудной речи благословение и безопасность Израиля зависят не от него самого, но от правосудия и верности Адоная.
Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
Этот факт делает твердою почву, на которой стоит Израиль. Бог должен быть верен по отношению к Самому Себе. Есть ли какая-либо сила в мире, могущая помешать Ему сдержать Свое слово и Свою клятву? Конечно, нет.
Он благословил, и я не могу изменить этого
Бог не хочет, а сатана не может отменить благословение.
Каждый раз, как Валак возводит корыстолюбивого пророка на новое место, Всевышний пользуется случаем, чтобы обнаружить пред ним новые привлекательные черты Своего народа и новые доказательства безопасности его положения. Он не только показывает, что это особенный народ, живущий отдельно; Он являет его народом оправданным, народом, среди которого живет Господь и раздаются хвалебные гимны.
Не видно бедствия (нечестия) в Израиле, и нечестия (беззакония) в Иакове
Царь Моавитский все еще надеялся и старался достичь своей цели; Валаам поступал, конечно, в том же духе, потому что они заключили между собою союз против Израиля Божия
Третья речь Валаама
(1) И увидел Билам, что угодно в очах Г-сподних благословить Исраэйля, и не пошел, как прежде, для волхвования, а обратил лицо свое к пустыне. (2) И поднял Билам глаза свои, и увидел Исраэйля, расположившегося по коленам своим, и снизошел на него дух Б-жий. (3) И произнес он притчу свою, и сказал: вот речение Билама, сына Быора, и речение мужа, прозорливого оком, (4) Речение слышащего речи Б-жий, который видит видения Всемогущего, падает с очами открытыми: (5) Как хороши шатры твои, (6) Яаков, жилища твои, Исраэйль! Как ручьи растекаются они, как сады при реке, как аолы (алоэ), которые насадил Г-сподь, как кедры при водах. (7) Переполняются ведра его водою, и семя его в обильных водах; превзойдет царь его и Агага, и возвысится царство его. Б-г вывел его из Египта. (8) Мощь дикого быка у него, пожрет он народы, врагов своих, и кости их раздробит; и стрелами своими пронзит. (9) Преклонился он, прилег, как лев и как львица, кто поднимет его? Всякий благословляющий тебя благословен, и всякий проклинающий тебя проклят! (гл. 24,1-9).
Все возвышеннее и возвышеннее — вот девиз этого пророчества. Дело принимало все лучший для Израиля и худший для Валака оборот. Царь Валак должен был слышать все эти речи, должен был слышать не только нисходящие на Израиль благословения, но и постигшие его самого проклятия за то, что он хотел проклясть Израиль.
Как прекрасны, шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
Если я буду смотреть на детей Божиих с вершины скал, я увижу их такими, какими их видит Бог, т.е. облеченными в красоту Машиаха, совершенными в Нем, облагодатствованными в Возлюбленном. Это даст мне возможность пребывать в единении и в общении с ними, не останавливаясь на их пятнах и недостатках, на их падениях и немощах. Мы не говорим о духовной дисциплине в доме Божием. Мы призваны осуждать нравственное зло и заблуждения (1 Кор. 5,12-13). Если же я не смотрю на них с этого возвышенного места, с этой Божественной высоты, я непременно остановлю свой взгляд на каком-либо их недостатке, на какой-либо их слабости, которые неминуемо полностью нарушат мое общение с ними, или подорвут мою любовь к ним.
Не видно ни нечестия в Израиле, ни беззакония в Иакове. Как прекрасны шатры твои, Иаков, и жилища твои, Израиль!
Значит ли это, что Бог снисходил к грехам их? Он мог наказывать израильтян за их грехи; но лишь только их враг собирается проклясть их или обвинить, Бог становится их Заступником и говорит:
Я не вижу нечестия… Как прекрасны шатры твои!
Может ли это довести нас до неразличения добра и зла? никогда не будем так ограждены от этого страшного зла, как когда мы дышим чистой и святой атмосферой вершины скал, атмосферой возвышенного места, с высоты которого народ Божий рассматривается не по своим достоинствам, а в совершенстве Йешуа, по оценке Божией, а не по оценке человеческой. Кроме того, единственным средством поднять уровень нравственности является наша вера в драгоценную и утешительную для нас истину, что Бог видит нас совершенными в Машиахе.
Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.
Какая чудная картина! И всеми этими откровениями мы обязаны нечестивому союзу Валака и Валаама! Но это еще не все. Мы видим Израиль не только насыщающимся водами источников вечной благодати и вечного спасения; он, мы видим, сам становится проводником благословений для других.
Польется вода из ведр его.
По непреложному предначертанию Божию двенадцать колен Израилевых должны сделаться центром обильного благословения для всех концов земли. Иез. 47 и Зах. 14 гл. Ложная система неправильного применения к Церкви всех благословений, данных дому Израилеву, чтобы оставить последнему только проклятия за нарушенный им закон. Мы можем быть уверены, что Господь не одобрил подобного толкования Слова Его. Израиль возлюблен Богом
…ради отцов своих; дары же и призвание Божие непреложны (Рим. 11,29).
Последняя речь Валаама. Валак пришел в полное негодование, услышав пророчество о блестящем будущем Израиля и об истреблении всех его врагов.
(10) И возгорелся гнев Балака на Билама и всплеснул он руками своими; и сказал Балак Биламу; проклясть врагов моих призвал я тебя, а ты, благословляя благословил вот уже три раза. (11) А теперь, беги восвояси; думал я весьма почтить тебя, но вот, Г-сподь лишил тебя чести. (12) И сказал Билам Балаку: ведь и послам твоим, которых ты присылал ко мне, сказал я, говоря: (13) «Если бы давал мне Балак дом свой, полный серебра и золота, не смогу преступить повеления Г-сподня, сделать (что-либо) доброе или худое от моего сердца. Что говорить будет Г-сподь, то и я буду говорить».
(14) И теперь я иду к народу моему; пойдем, я поведаю тебе, что сделает народ этот твоему народу в будущем. (15) И произнес он притчу свою, и сказал: вот речение Билама, сына Быора, и речение мужа, прозорливого оком; (16) Речение слышащего слова Б-жий, познающего мысли Всевышнего, кто видения Всемогущего видит, падает, но открыты очи его. (17) Вижу его, но (оно) не ныне, смотрю на него, но издали. (??) Взойдет звезда от Яакова, и встанет скипетр от Исраэйля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шэйта. гл. 24,10-17
Эта речь дополняет смысл трех предыдущих пророчеств. Краеугольный камень полагается на великолепно выстроенное здание. Здесь все — благодать, все — слава. В первой речи Валаам указывает на полную отделенность народа; во второй — на полное оправдание его Господом; в третьей восхваляются его красота и избыток нравственной силы; в последней же мы достигаем самой вершины холмов, высшей точки скал и оттуда созерцаем обширные равнины славы, далеко расстилающиеся в беспредельном пространстве. Мы видим издали Льва колена Иудина; вот Он оглашает могучим звуком Своего голоса всю землю; подымается, сокрушает и уничтожает всех врагов Своих. Звезда Иакова восходит, и не зайдет уже вовек. Истинный Давид вступает на престол Отца Своего, Израиль овладевает землею, и все его враги поражены вечным позором и презрением.