Структура и краткое содержание раздела
- Изготовление скинии…(1) 35:1-36:38
- 35:1-35:3 Необходимость соблюдения Шабата
- 35:4-35:29 Материалы для Скинии
- 35:30-36:7 Назначение мастеров
- 36:8-36:13 Изготовление Шатра
- 36:14-36:19 Изготовление покрытия Шатра
- 36:20-36:38 Изготовление брусьев
- Изготовление скинии…(2) 37:1-38:20
- 37:1-37:9 Изготовление Ковчега
- 37:10-37:16 Изготовление Стола
- 37:17-37:24 Изготовление Меноры
- 37:25-37:29 Изготовление жертвенника для воскурений
- 38:1-38:7 Изготовление жертвенника для принесения жертв
- 38:8 Изготовление умывальника
- 38:9-38:20 Изготовление ограждения двора
Недельный отрывок из Торы начинается очередным напоминанием о Божьей драгоценности, которой является день шабата. Эту драгоценность нужно хранить и оберегать.
Далее в недельном разделе описано изготовление Скинии и ее сосудов, священнических одежд, благовонного курения, масла помазания и всего остального, необходимого для Богослужения.
Хочется обратить внимание на два поучительных обстоятельства:
- во-первых, дары, принесенные по расположению сердца;
- во-вторых — безусловное послушание народа голосу Бога при сооружении скинии собрания;
Все приношения для Скинии доставлялись теми, кого «влекло сердце», «располагал дух»: древнееврейский оборот речи נשאו לבו ‹нэсао́ либо́› буквально означает «возносило его сердце его», ибо от всего сердца приносящий дар Господу «возносится» на более высокую духовную ступень. Только такие приношения угодны Тому, Кто благоволит обитать среди народа Своего… Также и работы для Скинии выполнялись только теми, кого «влекло [или: „возносило”] сердце»:
И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии собрания, и для всех потребностей ее, и для священных одежд…(Исход 35, 21)
Далее мы читаем:
Тогда пришли все мудрые сердцем, производившие всякие работы святилища, каждый от своей работы, какою кто занимался. И сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работы, какие повелел Господь сделать… Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось (36,4-7)
Какое похвальное усердие в деле сооружения святилища! Без принуждения, без воззвания народ приносил, кто что мог. Их к тому «влекло их сердце». Вот истинная причина их щедрости. Потоки сердечного расположения истекали отсюда. «Князья», «мужья» и «жены» были одинаково проникнуты сознанием, что им было дано чудное преимущество приносить дары Всевышнему не с сухим сердцем, не скупою рукою, а с царской щедростью; и вот, «запаса было достаточно, и даже осталось.»
О безусловном послушании народа свидетельствуют слова:
Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израиля все сии работы. И увидел Моисей всю работу, и вот, они сделали её как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей (39,42-43)
Всевышний дал самые точные указания относительно устройства всей скинии. Всякий столб, всякое подножие его, всякий крючок, всякое кольцо — все было в точности определено.
Изобретательность человека, его разум и вкус не имели никакого значения для этой работы. Бог не требовал, чтобы человек дополнил набросанный Им рисунок. Он не оставлял пустого места, которое человек мог бы заполнить, руководствуясь своими соображениями. Нет:
Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исход. 25,40; 26,30; Евр. 8,5)
Это повеление не давало никакого простора человеческой изобретательности. Если бы человеку позволено было сделать хотя бы один шест по его собственному усмотрению, это шест оказался бы негодным в глазах Божиих. В 32-й главе мы видели, к чему привел «резец» человеческий; ему, благодарение Богу, нет ни места, ни назначения в святилище Божием. В данном случае израильтяне сделали все, что им было велено, не больше и не меньше, чем следовало; и в этом скрывается поучительный урок для Церкви. В истории Израиля встречается многое, чего нам обязательно надлежало избегать: ропота, нетерпения, идолопоклонства, склонности давать Богу обеты; но преданность Израиля делу Всевышнего заслуживает подражания с нашей стороны. Да будет же наше усердие ревностнее; наше послушание Богу да сделается более верным!
С полной уверенностью мы можем утверждать, что если бы все в скинии не было сделано «по образцу показанному на горе», мы не нашли бы в конце этой книги слов:
покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию (гл. 40,34-35)
Скиния собрания вполне соответствовала Божественному образцу; поэтому она и могла исполниться Божественной славы.
Это учит нас многому, весьма важному для нас. Мы слишком склонны считать слово Божие недостаточным для определения всех мельчайших подробностей нашего служения Богу. Это большое заблуждение, сделавшееся источником многих ошибок и погрешностей Церкви. В Божественном Слове заключается все, как относительно личного спасения и отдельного положения каждого из нас, так и относительно порядка и управления в Церкви Божией; потому что мы читаем, что
все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3,16-17)
Если слово Божие приготовляет человека «ко всякому доброму делу», из этого следует заключить, что все, не находящееся на святых страницах Писания, не может именоваться «добрым делом» (ср. Еф. 2,10). Не забудем также, что слава Божия присуща лишь тому, что сделано по Божественному образцу.